Что значит жить по понятиям. Воровская Идея

жить по понятиям

«Воровские понятия» — это свод неписанных правил, который должен соблюдать каждый, кто претендует на звание вора.

В криминальном мире воровской закон появился еще во времена Советского Союза и продолжает существовать до сих пор. Традиции уголовного мира соблюдаются не только в России, но и по всей территории бывшего СССР, причем это делается не только ворами, но и рядовыми преступниками и арестантами.

Кто живет по понятиям. История

Обязанность жить по понятиям берут на себя воры — это люди, которые занимают серьезное место в преступном мире и управляют более мелкими уголовниками. Такие люди полностью связывают свою жизнь с криминалом и отказываются подчиняться администрации в любом ее проявлении.

Зарождение «воровских понятий» в их современном понимании началось еще во времена разбойников Российской империи. Особенно часто зарождение уголовной культуры в России связывают с именем Ваньки-Каина (18-й век), который был организатором одной из первых ОПГ в России.

В дальнейшем уголовный мир видоизменялся. Свой современный облик он начал обретать после революций 1917 года и Гражданской войны, когда многих людей ссылали в исправительные колонии и лагеря. Именно в 1920-х и 1930-х начали появляться первые представители криминального мира, которые по своей культуре напоминают современных воров.

История законников

Законники (те, кто боролся против «сук») жили по особенному своду правил еще со времен Гражданской войны. В частности, одна из ключевых концепций, которой они придерживались, заключалась в полном отрицании государства, его власти и законов. Такой принцип неудивителен, ведь каждый из уголовников находился в заключении, осужденный государством.

В последствии, после победы законников в «сучьих войнах» принцип противодействия государству стал основой воровских понятий.

Со временем принципы жизни законника менялись, появлялись новые идеалы и исчезали старые.

«Сучья война»

С началом Великой Отечественной войны часть заключенных из лагерей решили сотрудничать с властью и ушли на фронт в надежде, что после войны их освободят. Остальные заключенные («воры в законе») продолжали придерживаться старых правил, и в частности не признавали какого-либо взаимодействия с властью, поэтому они не вступали в ряды Красной армии. После того, как окончилась война, заключенных вернули с фронта назад в лагеря. Тех, кто воевал, прозвали «суками» за предательство воровского закона и сотрудничество с властью.

«Сучья война» началась в 1946 году, когда заключенных стали массово возвращать в лагеря. «Законники», которые придерживались воровских правил, были опасностью для лагерной администрации, поэтому начальники лагерей решили натравить «сук» на воров в законе. «Суки» объявили «новый воровской закон» и начали провоцировать «законников» на конфликт. Администрация не просто закрывала на это глаза, но создавала почву для таких конфликтов. В частности, «законников» и «сук» размещали вместе. Из-за этого регулярно возникали массовые драки и побоища.

Тактика «ссученых» заключалась в давлении на «воров». С помощью уговоров, угроз и насилия они заставляли заключенных принимать «новый воровской закон». В случае отказа «вора» могли убить или покалечить. Не редкостью были и жестокие наказания — пытки, изнасилования, размещение здоровых заключенных рядом с больными туберкулезом, сифилисом и т.п.

Для того, чтобы выжить в войне, «законникам» пришлось затаиться. Они начали проводить встречи в большой конспирации для того, чтобы не привлекать лишнего внимания.

В ходе переговоров они решили внести изменения в «воровской кодекс». В частности, теперь «вор» мог работать парикмахером или бригадиром на зоне. Таким образом они получали некоторые привилегии: парикмахеры могли достать ножницы и бритвы, а бригадиры могли неплохо заработать для того, чтобы пополнить «общак».

Теперь для собственной безопасности они могли на словах «отвергнуть воровской закон». На самом же деле, они просто свели до минимума общение между собой и другими заключенными. Борьба с суками перешла из разряда активной в пассивную.

В администрации возникла твердая уверенность, что воровское движение разобщено и оно перестало представлять серьезную опасность. «Суки» оказались в положении «воров» — теперь власть начала борьбу с ними. Война длилась до начала 60-х.

Реформы Черкаса

Несмотря на то, что в 60-е годы не было такого же кровопролития, как в сучьей войне, жизнь в лагерях начала ухудшаться.

Администрация ужесточила условия заключения: сократили поставки продовольствия и урезали порции еды, практически не разрешали заключенным получать передачи с воли и видеться с близкими.

У воров в законе были связи с волей, поэтому они могли «доставать» продукты и получать передачи. Рядовые заключенные, не входившие в группировки, за деньги покупали у воров продукты. Благодаря этому «общак» стремительно пополнялся, а отношение заключенных к ворам ухудшалось.

Администрация и «ссученые» продолжали давить на «законников», хотя это происходило и не с таким рвением как раньше. В рядах воров понимали, что нужны перемены. Один из воров — Анатолий Черкасов, предложил несколько изменений в воровской кодекс:

  • Во-первых, он убрал правило о том, что вор должен периодически бывать в тюрьме. Законник на воле был более полезным, и в том числе он мог помогать тем, кто находится в заключении;
  • Во-вторых, он предложил уменьшить поборы за «крышевание» цеховиков. Таким образом, довольными остались обе стороны — подпольные предприниматели не обращались в милицию, а общак воров пополнялся;
  • Еще одно предложение — дать возможность «сотрудничества» с правоохранителями. Черкас, пользуясь принципом «слово, данное сотруднику, ничего не стоит», разрешил ворам обманывать администрацию (подписывать бумаги о сотрудничестве и об отказе от преступной деятельности и т.п);
  • Главное же новаторство Черкаса — начало политической игры. Он предложил создать «крышу» среди чиновников и правительства путём подкупа должностных лиц.

Воровской кодекс, принятый Черкасом и другими ворами на сходке в начале 70-х годов действует и до сих пор. Его принципы несколько пошатнулись в 90-е. Тем не менее, эти правила действуют и в наше время.

Тонкости коронации

Воров в законе короновали по-разному. Время от времени ритуал коронации менялся, но смысл оставался один и тот же — человек давал своеобразную клятву верности воровскому миру, обещал жить по понятиям и полностью отрекался от государственными органами власти.

Подробные сведения о том, как происходит коронация вора в законе неизвестны, но мы знаем некоторую информацию. Коронация происходит на сходке воров, как минимум — региональной. За него должны поручиться два знакомых вора. Претендент раздевается и предстает перед собранием воров. Есть предположение, что это делается для того, чтобы опытные законники могли увидеть наколки на теле кандидата.

Далее у кандидата спрашивают, не было ли за ним косяков и готов ли он жить по воровскому закону.

После того, как он соглашается, начинается обсуждение кандидатуры — каждый вор должен высказать свое мнение по поводу кандидата, и если у кого-то есть сомнения или он прямо против претендента, он должен об этом аргументированно сказать.

Если все согласны, кандидату предлагают сделать клятву. В ней он отрекается от общественных правил и государства и обещает жить по понятиям, не нарушать воровской закон.

Отступники

Отступник — это вор, который нарушил блатные понятия. Когда отступник делает что-то вопреки воровскому закону, он обязан явиться на сходку воров, причем чем больше на ней воров — тем лучше.

На сходке будет решаться его судьба: за мелкий косяк (например — безосновательное обвинение другого вора) ему может дать пощечину другой вор и он подвергнется порицанию. За серьезное нарушение (сотрудничество с властью, предательство) его могут раскороновать или даже убить.

Если вор без уважительной причины не явился на собрание, где решается его судьба, заседание проходит заочно. В большинстве случае неявка расценивается как окончательное предательство, так как вор не пришел защищать себя и свою честь. «Судьи», в таком случае, могут принять решение об убийстве вора, и его начинают искать.

Базовые понятия

воровские понятия

Есть несколько базовых тюремных понятий, которые стали основой для воровского закона.

Людские понятия — это моральные правила, которые приняты в тюрьме среди «порядочных» арестантов — мужиков (иногда — работяг), братвы и воров.

Гадское — это те понятия, которые есть у «опущенных» слоев тюрьмы — чушек, петухов, полупокеров и других.

Воровские понятия — то, чем руководствуются воры. Воровские понятия проистекают из людских. Вор не имеет права связываться с государством, властью и правоохранительными органами.

Настоящий вор не должен окружать себя предметами роскоши. Он никогда не предает свою братву и других воров. Часть своих доходов он отдает в общак. Вор не имеет права создавать семью и заводить жену и детей, так как это может сделать его уязвимым и противоречит понятиям.

Советы бывалых

Бывалые заключенные по разному относятся к жизни в тюрьме.

Человек, оказавшийся в местах заключения, обязан придерживаться людских понятий — следить за собой, своими словами и поступками, не воровать у своих и давать поводов для «опускания» (не общаться с опущенными, не здороваться с ними и не использовать их вещи), то с него спроса не будет (будет находиться на положении мужика). Соответственно, человек может жить спокойно.

Некоторые арестанты становятся «блатными» — начинают жить по воровским понятиям. В таком случае они обязаны выполнять все предписания понятий, участвовать в жизни братвы, справляться с поручениями вора. У воров и приблатненных есть привелегии, но с них есть и спрос.

Хуже всего на зоне живется опущенным. Чтобы не попасть в эту категорию заключенных, нужно уважать себя и других заключенных, не действовать вопреки понятиям и не взаимодействовать с опущенными.

Также не стоит играть в азартные игры, в том числе «на интерес». На зоне не стоит брать в долг или давать кому-то в долг.

Правила пацана

Пацан — это зек-представитель нижней иерархии воровского мира. Пацан — это тот, кто живет по понятиям. Он обязан помогать нуждающимся товарищам, защищать свою честь и понятия. Все свои действия он должен согласовывать с воровским кодексом. Умение говорить — обязательный атрибут пацана, который нужен для защиты чести и обоснования чужих косяков.

Кто ты по жизни и понятиям

Правильного ответа на вопрос «Кто ты по жизни?» не существует. Если на зоне или вне ее задают такой вопрос, то это часто расценивается как проявление неуважения к собеседнику и оскорбление, но есть и исключения. Называть себя вором не являясь им ни в коем случае нельзя. Точно так же не стоит как либо причислять себя к государству или правоохранительным органом. Нейтральные ответы — мужик, работяга, пацан.

За что могут спросить в воровском мире

В уголовном мире могут спросить за несоблюдение блатных понятий. Речь идет о разных видах предательства, сотрудничества с органами и других нарушениях. Кроме того, «спрашивают» с тех людей, в ком могли усомниться. То есть, усомниться в порядочности по отношению к понятиям или статусу.

Спрос за крысятничество

Крысятничество — это воровство из общака или у других воров, либо предательство. За крысятничество вора могут раскороновать или убить. Важная ремарка — тот, кто обвиняет вора, должен обязательно подтверждать свои слова фактами, аргументами или уликами. Обвиняющийся же имеет право приводить аргументы в свою защиту и оправдывать себя. Окончательное решение принимает воровской совет на сходке. Если вина обвиняемого не будет доказана, отвечать за свои слова будет обвиняющий.

Спрос за масть

Спрос за масть — это когда у человека узнают о его положении в иерархии криминального мира. В качестве ответа обязательно должно быть доказательство слов. Масти, или касты — это группы, на которые делятся люди в тюрьмах и за их пределами: петухи, мужики, воры и т.д. Спрос совершается равным по положению.

Спрос как с гада или негодяя

Спрос как с гада — это тюремный суд над человеком, осознанно принявшего воровской закон и осознанно его нарушившего. На сходке воров такой спрос применяется по отношению к провинившимся.

Спрос как с мужика

Спрос с мужика начинается в том случае, если мужик представился не тем, кем является на самом деле. К примеру: не обычным мужиком, а бродягой или вором в законе. За ложь его наказывают.

Спрос с порядочного

Спрос с порядочного — это когда мужик, вор или представитель другой группы спрашивает с человека из той же группы за проступок. К примеру — вор разговаривает с другим вором, мужик с мужиком и т.д. Суть в том, что спрос совершается равным у равного за то, что один из них совершил проступок. Обычно такой диалог заканчивается пощечиной или словесным порицанием, но если человек соврал или предал возможно и более серьезное наказание.

Спросить по всем правилам лагерной жизни

Спрос по всем правилам — строжайшее наказание, которое применяется в местах лишения свободы. В таком случае с наказуемого спрашивают как с гада, и в последствии его опускают. По правилам жизни спрашивают тех, кто пошел не просто против закона воров, но совершил сучий проступок.

Ссылка на основную публикацию