Места лишения свободы планируется защитить от коронавируса

Множество людей сейчас обсуждают коронавирус, и даже тех, кто находится в местах лишения свободы планируется от него защищать.

ФСИН сообщила, что делает всё возможное, чтобы не допускать распространения болезни в колонии и СИЗО. Тем не менее, множество людей, связанных со здравоохранением, весьма обеспокоены ситуацией.

Дело в том, что, если коронавирус всё-таки проникнет за решётку, то окажется очень опасным по сравнению с распространением его на воле. Условия содержания заключённых и недостаток необходимой медицинской помощи могут привести к весьма серьёзным последствиям.

Правозащитники утверждают, что, что бы ни говорила ФСИН, сейчас она не подготовлена к эпидемии. Они уже отправили в правительство свои настоятельные рекомендации по улучшению ситуации.

Актуальную карту распространения коронавируса на сегодня смотрите здесь>>>.

ФСИН, тем не менее, продолжает утверждать, что полностью держит ситуацию под контролем.

Семнадцатого марта в прессе было сделано официальное заявление ФСИН, что нужные для борьбы с коронавирусом лекарства имеются в тюрьмах и в колониях в достаточном количестве:

«Чтобы не допустить занесения и распространения среди заключённых опасных болезней, возбудителем которых является известный коронавирус, проводится и успешно реализуется множество мероприятий».

Речь идёт как о профилактике, так и об ограничениях, которые должны препятствовать разжиганию очага болезни. ФСИН также утверждает, что «не отрицает плохие условий содержания заключённых, однако держит санитарно-эпидемиологическую обстановку под полным контролем, всплеск эпидемии крайне маловероятен, мы абсолютно осознаём ситуацию».

Но правозащитники не успокаиваются, в очередной раз утверждая: при проникновении коронавируса за решётку большинство заключённых скорее всего просто погибнет.

Они ещё раз подчеркнули, мягко говоря, не самые лучшие условия содержания арестантов. Большое количество людей в одной камере и отсутствие достаточной медицинской помощи выделяет заключённых в высокую группу риска, как уточняют эксперты.

Ведомство, по их словам, не имеет ресурсов, чтобы вовремя изолировать тех, кто заболеет, от остальных людей.

Недавно официальные представители ФСИН заявили, что ввиду карантина УИС — т. е. учреждения уголовно-исполнительной системы — будут закрыты для посещения родственниками.

«Жизни и здоровью находящихся под страже людей, помимо коронавируса, угрожает и произвол со стороны тюремной администрации. Мы направляем предложения, чтобы повысить защищённость прав людей», — сообщили активисты. Во ФСИН сообщили, что «профилактические» меры уже начаты — заключённые сами себе шьют защитные маски.

«Мы периодически получаем жалобы на плохую вентиляцию как в колониях, так и в следственных изоляторах. В зимнее время заключённые замерзают из-за плохого отопления, а летом им душно, так как нет кондиционеров. Всё это очень плохо.

Если хотя бы один заключённый в таких условиях будет заражён коронавирусом, то пандемия за считанные недели сможет охватить учреждение полностью», — сообщила Е. Брылякова, занимающая место председателя комитета по родственникам заключённых под стражей людей.

«То есть, если коронавирус попадёт за решётку, то болезнь вспыхнет так, как вспыхивает бочка с бензином при попадании туда загоревшей спички», — подтверждает В. Осечкин, создатель соцсети Gulagu.net. Он утверждает, что ФСИН не готова к ситуации. Некуда изолировать тех, кто заболел, нет способов оказать им медпомощь. И непонятно, как поступать с людьми, которым скоро выходить на свободу.

Есть следующая идея — правозащитники предлагают разгрузить СИЗО и колонии, в частности, освобождая тех, у кого уже пришло время и пересмотрев часть ходатайств об освобождении.

Вдобавок предлагается «заменить меру содержания под стражей на меру помягче, если человек находится в тюрьме по не связанной с насилием статье». Предполагается, что судьи должны рассматривать вопросы соответственно «принципу разумности, чтобы разгрузить те камеры, которые сейчас переполнены».

В пример приводится Иран, где недавно из-за коронавируса из тюрем было освобождено примерно восемьдесят пять тысяч заключённых. Осечкин уточняет, что речь не о гуманности и не о жалости к преступникам, а о том, чтобы защититься от более серьёзной проблемы.

Впрочем, единственной практически идеальной защитой от коронавируса может оказаться лишь полная изоляция от внешнего мира.

Очевидно, что из-за карантина в тюрьмы потеряют допуск адвокаты, правозащитники и родственники. Кстати, уже сейчас некоторые члены ОНК (т. е. общественно-наблюдательных комиссий) не едут туда, опасаясь за состояние здоровья. Предполагается разрешение на проведение проверок на расстоянии — т. е. в онлайн-режиме контролировать происходящее в колониях и СИЗО.

Как сообщила «НГ» член общественного совета Е. Елисеева, долгое время ФСИН по множеству надуманных предлогов отказывает представителям ОНК в доступе к записям с камер видеонаблюдения и архивам видеозаписей. Сейчас места лишения свободы и вовсе окажутся вне контроля наблюдателей.

Хотя ФСИН и утверждает, что лекарств достаточно, правозащитники говорят об обратном. Вдобавок они напоминают о том, что существуют большие трудности при транспортировке уже заболевших людей и оказании им немедленной помощи.

Существует и вероятность, что из-за карантина «Скорая помощь» вообще откажется ехать в колонию. Координатор по связям с общественностью Gulagu.net В. Галан-Крючкова сообщила, что было предложено проверить, насколько эффективно оказывается медпомощь заключённым и провести учения.

Важно, чтобы заключённые были расселены максимально далеко друг от друга, расстояние между кроватями было как можно больше. Построения и проверки «рядом друг с другом на плацу» необходимо, как считают правозащитники, пока отменить.

Более того, они говорят и о необходимости остановить работы в промышленных зонах, чтобы для общего блага заключённые не контактировали с подрядчиками и с вольнонаёмными. Помимо этого, уточняется, что сами работники ФСИН должны ограничить общение и взаимодействие с людьми «на воле», чтобы не контактировать с возможными носителями коронавируса. И поэтому лучше им не подходить к заключённым ближе, чем на три метра.

Ещё одно предложение — заключённым должно быть можно передавать медпрепараты, предметы личной гигиены, антибактериальное мыло, обеззараживающие средства и одежду.

«Во всех СИЗО и колониях нужно организовать карантины с каждодневным осмотром врача, измерением температуры тела и исследованием на предмет болезни COVID-19, чтобы максимально исключить вероятность появления и опаснейшего распространения пандемии в местах лишения свободы».

Пока все это остается предложением, но ситуация быстро меняется.

Ссылка на основную публикацию