Кто такой фраер

В разговорном обиходе можно встретить слово «фраер». Это блатной жаргонизм, дающий определение человеку, не связанному с уголовным миром. В быту оно имеет несколько значений.

Происхождение и значение слова

Существует три версии происхождения слова «фраер». Первая связана с немецким Freier, что в переводе обозначает «жених», «клиент проститутки» или от прилагательного frei (свободный) – «жених». Второй вариант от омонимичного прилагательного פֿרײַ или fray (свободный) в идише. Понимается как не сидевший в тюрьме. И третий вариант – английское слово friar.

Основная версия – заимствование слова уголовниками в XIX-XX из немецкого языка через посредство местечкового идиша. Значение слова «фраер» на жаргоне – цивильный, чужой для криминальной среды человек. Обычно уголовники называют им свою потенциальную жертву. Таких людей по воровским понятиям можно обворовывать и обманывать. Иногда блатные называют их лохами.

В обиходе часто встречается выражение: «Я что, фраер?». Это значит, что говорящий его человек не считает себя тем, кого можно легко обмануть.

В некоторых случаях в арестантской среде слово употребляется в отношении политических заключённых. Называют им и ответственных работников, модно разодетых мужчин и неопытных, наивных людей. Толкование слова, как пижона, самоуверенного и заносчивого мента даёт песня Круга «Фраер».

Кого называли фраером до революции

Формирование блатной лексики в дореволюционный период происходило в Одессе. Этот черноморский город в дореволюционной России считался одним из главных криминальных центров страны. Именно в нём впервые стали употреблять слово «фраер». Первоначально немецким словом «freier» стали называть клиентов местных борделей. Позже его употребление распространилось на простачков, имевших презентабельный вид.

Отсюда возникло выражение «прифраериться» — шикарно одеться по-богатому. В это же время возник криминальный промысел, получивший название «хипиш» от «хи/песе». Так на одесском идише назывался свадебный балдахин. Суть «хипиша» состояла в том, что молодые, симпатичные проститутки заманивали «фраеров» на съёмные квартиры для любовных утех. В самый ответственный момент, как чёрт из табакерки возникал мнимый «муж».

«Развод» был продуман до мелочей. Перед «фраером» разыгрывалась сцена ревности и праведного гнева, в ходе которой у неудачливого любовника отбирали все деньги и ценные вещи, будучи абсолютно уверенными в том, что он не обратится за помощью в полицию. Придуманный одесситами «хипиш» очень быстро стал применяться для развода фраеров по всей России. Некоторые блатные взяли его на вооружение, усовершенствовали и масштабировали.

Так действующая в конце XIX на территории страны банда «Клуб червонных валетов», состоявшая из аристократов и «золотой» молодёжи на основе «хипиша» придумала развод с размахом. Они хорошенько подпаивали купцов и подсовывали им на подпись сомнительные кредитные договоры и векселя. Протрезвевшие купцы неожиданно для себя узнавали о том, что они остались без денег и товара.

Кто стал относится к «фраерам» после революции

Революция изменила жизнь не только одесситов, но и всей России. К этому времени слово уже широко применялось в жаргонной речи по всей стране. Вместе с укладом жизни изменились его значение и употребление. Преимущественно его стали применять в отношении богатых жертв, которых можно было легко разводить на деньги.

Пик популярности употребления жаргонизма приходится на период сталинских лагерей. В это времявозникло выражение «фраерский ГУЛАГ». У жаргонизма появилось ещё одно значение. Блатные арестанты стали его употреблять в отношении политических заключённых и бытовиков, не имевших никакого отношения к уголовному миру. В это же время появилась и воровская поговорка – «фраера вы, фраера, по-блатному черти». Это второй жаргонизм, который стали употреблять в отношении политических заключённых вместе с «оленями».

Отношение к ним блатных было крайне негативным. Они не считали их за людей. Объяснить это можно тем, что среди «фраеров» в местах заключения оказалось много партийных номенклатурщиков, которые старались держаться обособленно от всех остальных арестантов, не любили ничем делиться с другими, что в уголовном мире не приветствуется. Такое поведение родило ещё одно расхожее выражение – «жадный фраер».

За свою жадность и презрение к другим арестантам «олени» жестоко наказывались. Тогда же появилось выражение «жадность фраера сгубила». Те политические заключённые, кто не выказывал явного пренебрежения к другим арестантам, находили с ними общий язык и не враждовал с ними, мирно сосуществовали с уголовниками на зоне. Всех «фраеров» блатные в заключении стали подразделять на «битых» и «порченных».

Блатные заключённые уважали, а иногда и побаивались политических заключённых, знавших воровские законы и умевших постоять за себя. На зоне родилась ещё одна расхожая поговорка – «вор ворует, фраер пашет». Такое положение дел в криминальном мире продолжалось до начала «сучьей войны» — периода раскола воровского мира, который происходил с 1947 по 1953 годы.

Расколола воровской мир Великая Отечественная Война. Многие блатари во время войны оказались на фронте. Они воевали в составе штрафных рот. Многие уголовники стали уходить на фронт после битв под Сталинградом и на Курской дуге, почувствовав возможность «пошухарить» в зажиточной Европе. Это шло вразрез с воровскими законами, категорически запрещавшим брать оружие из рук власти.

После войны не привыкшие работать блатные-фронтовики снова взялись за криминальное ремесло и стали попадать в заключение. В лагерях откосившие от военной обязанности блатные начали относить их к «фраерам». Между ними возникли серьёзные противоречия, которые «подогрелись» ужесточением некоторых статей уголовного кодекса.

Теперь за хищение государственного и общественного имущества рецидивистам стали давать сроки от 20 до 25 лет. Многие блатные из числа «честных воров» пошли на сотрудничество с администрацией колоний, желая занять «хлебные» места при распределении работ: нормировщиков; хлеборезов или бригадиров. Это привело к сближению урок-фронтовиков с администрациями. Среда уголовников разделилась на «честных воров» и «сук». Между ними началась настоящая война.

«Фраера» и «мужики» в этом противостоянии преимущественно поддерживали «честных воров», поскольку «суки» творили на зонах абсолютный беспредел.

В 1948 году политических заключённых стали размещать в обычных зонах, а не особых лагерях. Число арестантов обычных зон наполнилось ещё и большим количеством бывших пленных немецких лагерей, бандеровцев, власовцев и других пособников фашистов. Все они пополнили ряды «фраеров» и стали давать отпор блатарям.

Несколько обособленно от всех находились на зоне «мужики». Они тихо тянули свою лямку, не бунтуя и не участвуя в криминальных разборках. У них были относительно нормальные условия содержания. В это время появляется воровская поговорка «сытый мужик лучше голодного фраера». В середине 50-х годов в лагерях стали оплачивать работу заключённых так же, как и на воле. В зонах появились коммерческие ларьки.

«Сучьи» и «мужицкие» войны заставили блатных изменить свои взгляды на взаимоотношения с другими группами арестантов. Они начали продвигать идею о том, что воровской мир суров, но справедлив. В понятиях появилось положение о том, что вор никогда не обидит «честного арестанта». До «сучьих» войн «фраера» существовали только для того, чтобы «кормить» блатных. После них авторитеты стали позиционировать себя радетелями за арестантское благо и иногда брали «фраеров» под свою защиту..

Значение слова сегодня

В начале 80-х годов прошлого столетия употребление жаргонизма претерпевает очередные изменения. Стали стираться грани между обычным и воровским миром. Теперь слово стали применять и в отношении осужденных из числа профессиональный уголовников, связанных с политиками. Простачки получили новые прозвища: «фуцаны», «штемы», «штыри», «лохи».

На зоне сегодня «фраером» могут называть несправедливо осужденного человека. Относится этот жаргонизм в наше время и к эдаким «благородным» разбойникам, а также «шестёркам» авторитетов на зоне. Ходящих под ворами в законе «фраеров» никто никогда не трогает. От слова «фраер» образовались различные словоформы: «фраернуться», «фраерный», «фраериться» (хвастаться).

Выражение «фраерок захарчеванный» применяется в отношении людей, считающих себя всезнайками. Когда хотят сказать что-то об активном человеке используют выражение «фраер на катушках». Этот жаргонизм часто используют, говоря о «борзых» и наглых людях. В отношении вора-одиночки употребляют выражение «фраер стопорылый», а случайного сообщника называют «фраером небушмаченным», дурака – «фраером штемп».

Крылатые выражения

Слово «фраер» часто встречается в детективных романах и произведениях, рассказывающих о жизни в лагерях в период сталинских репрессий. В обиход вошло большое количество крылатых выражений с этим жаргонизмом. Вот самые популярные:

«Бог не фраер, его не обманешь»

Вошедшее в обиход россиян выражение является переделкой украинской поговорки «бог не теля: бачить виттеля. В русском языке оно укоренилось в первой половине XX века. В данном контексте слово «фраер» относится к священнослужителям. Поговорка говорит о том, что их можно обмануть, а Бога нет.

«Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал»

Выражение стало популярным благодаря тюремной лирики. В блатном шансоне есть песня со словами:

Недолго музыка играла,

Недолго фраер танцевал.

Как бабки есть – Уфа гуляем.

Как нет – Чимши и похилял.

Часть куплета песни стала отдельной поговоркой, смысл которой сводится к тому, что счастливые деньки длятся недолго. Следом за ними приходят будни, наполненные печалями и трудностями.

«Жадность фраера сгубила»

Смысл выражения расшифровывается как предупреждение. Во всём нужно знать меру. Невоздержанность в своих желаниях может довести наивного человека до беды. Относительно зоны или тюрьмы смысл выражения в том, что нужно делиться «гревом» с другими арестантами. Иначе, можно нарваться на большие неприятности со стороны правильных блатных пацанов.

«Что ж ты фраер сдал назад» (песня Михаила Круга)

Одна из самых популярных песен Круга, которая рассказывает о том, как «лярва» влюбилась в фраера, да не простого, а «мусора». Сначала она приняла его за вора, но потом поняла кто он есть на самом деле. И он, разобравшись в том, за кем ухаживает, как поётся в песне «сдал назад». Песня отчётливо показывает, что миры фраеров и уголовников находятся по разные стороны жизни. Песни про фраеров исполнял не только Михаил Круг. Так в репертуаре у Михаила Шафутинского есть песня со словами:

Нинка, как картинка,

С фраером гребёт.

В песнях и у Круга, и у Шафутинского фраер – это полицейский или мент.

«Лови пилюлю фраер»

Фраза из игры S.T.A.L.K.E.R. Её произносит один из персонажей игры, направляя на фраера пистолет. В данном контексте «пилюля» обозначает пулю.

Ссылка на основную публикацию