
«Дорога» на блатном жаргоне значит — тюремная почта. Несмотря на то, что внутренние распорядки СИЗО и тюрем запрещают меж камерную связь, тем не менее она существует. На блатном жаргоне её называют «дорогой». Существует несколько вариантов меж камерной связи, каждый из них имеет свои особенности.
Что означает слово на тюремном жаргоне
Понимание слова в блатном сленге лишь отдалённо связано с его значением в бытовом обиходе. Жаргонизм «дорога» в тюрьме используется по отношению к различным приспособлениям, которые заключенные используют для передачи друг другу записок, небольших по объёму предметов и вещей. Чаще всего их размер определяется «кобурой». Так называется отверстие в стене или ширина ячеек решётки на окнах камер.
Записки и письма на блатном жаргоне получили название «маляв», а обращения авторитетов к заключённым «прогонами». По правилам внутреннего распорядка, арестанты за установку меж камерной связи подлежат наказанию вплоть до помещения в карцер. На практике же надзиратели часто просто делают вид, что не замечают «дорог». Передаваемые по тюремной почте «малявы», «прогоны», вещи и предметы называют на блатном сленге «груза́».
Какими бывают «дороги»
Устройство меж камерной связи зависит от планировки тюрьмы или СИЗО, материала выполнения стен и перекрытий, а также царящих в них порядков. Не в каждом таком закрытом учреждении можно устроить «кобурение». Часто заключённым приходится искать для связи с другими зэками альтернативные «дороги». Например, верёвочный телеграф. В сленге он получил название «конь».
За работу тюремной почты отвечают специально обученные арестанты.
В тюрьмах со строгим режимом они рискуют получить серьёзное наказание. Чаще всего оно заключается в помещении заключённого в карцер.
Помимо тюремной почты арестанты используют для передачи информации перестукиванием. Это наиболее безопасный способ меж камерного общения. Для такого способа обмена информации необходимо знать тюремную азбуку.
Дорога через «кобуру»
Связь такой «дороги» осуществляется через отверстия в стенах, полу или потолке камеры.
Такое отверстие необходимо пробурить. Бурение «кобуры» очень трудоёмкий процесс. Порою заключённым приходится бурить поверхность, имеющие толщину до 1 метра. Для этого используются подручные инструменты, которые зэки называют «игрушками». Ими может быть любая бытовая вещь, вплоть до супинатора ботинок.
В кирпичной кладке арестанты аккуратно делают расшивку. Для этого чаще всего используют ложку. Её черенком выгребают цементный раствор между кирпичами. Последние вынимают, а затем устанавливают на место таким образом, чтобы не было видно нарушения целостности стены.
Место нахождение «кобуры» заключёнными тщательно маскируется от зорких глаз надзирателей, которые периодические устраивают в камерах «шмоны».
В бетонных перекрытиях «кобура» делается в стыках плит. Для маскировки отверстий в побеленных стенах используют затычки из хлебного мякиша, смешанного с зубной пастой.
При проведении работ по устройству «кобуры» никак не обойтись без шума. Поэтому, в то время, когда один арестант сверлит отверстие, кто-то другой следит за хождением надзирателя по тюремному коридору. Работы прекращают, когда тот походит близко к двери камеры.
Несмотря на запреты, у многих арестантов есть смартфоны и планшеты, которые они тщательно скрывают от надзирателей. Недостатком «кобуры» является невозможность передавать по таким «дорогам» вещей и предметов.
Как устроен «конь»
«Конь» на жаргоне – это любая верёвка, связывающая камеры арестантов. Правила содержания арестантов в СИЗО и ИВС запрещают арестантам иметь в камерах верёвку любого вида и ремни. У надзирателей есть опасение, что арестанты могут её использовать для самоубийства или удушения сокамерников. Это пробуждает у заключённых воображение и смекалку. Они распускают нитки из своей одежды и делают из них верёвки для воздушной «дороги».
Плюсом такого тюремного телеграфа является возможность передавать по нему не только «малявы» и «прогоны», но и небольшие бандерольки в виде пачки чая или сигарет.
Обычно «коней» запускают ночью, когда бдительность надзирателей притупляется. Делается это для того, чтобы «коня» нельзя было обнаружить. В тюрьмах с не очень строгим контролем такой способ передачи предметов» может работать и днём.
Некоторые воздушные «дороги» могут достигать длины до 100 метров. Их создание представляет своеобразное искусство и требует от заключённых определённого мастерства.
Как прокладывают «дорогу» в тюрьме
Существует несколько способов прокладки «дорог». Чаще всего арестанты используют для этой цели самодельные трубки, из которых на манер индейцев выстреливают в окна соседних камер верёвками с приделанными к ним наконечниками. Такая «дорога» может вести не только от одной камеры к другой, но и за забор тюрьмы.
Второй способ устройства верёвочного телеграфа – выстреливание верёвки в окна камер с помощью приспособлений, напоминающих арбалеты или рогатки. На сленге о таком процессе говорят «словиться».
Принимающая верёвку сторона должна её поймать и натянуть. Дальше к ней можно привязывать любую вещь или письмо и передавать из камеры в камеру.
При обнаружении нитей верёвочного телеграфа надзиратели обрывают их баграми.
Существуют и другие способы борьбы: помимо решёток на окнах тюремных камер устанавливают наружные «намордники». Они представляют собой навесные карнизы, но практика устройства верёвочного телеграфа показывает их малую эффективность.
«Дорога» по воде
Часто такой вид тюремного телеграфа называют «дорогой по параше». В тюрьмах унитазы заменяют «генные чаши». Они представляют собой конструкцию, состоящую из белого металлического овала и отверстия в нём для смыва. От неё внизу отходит изогнутая труба, соединённая с центральной канализационной трубой.
Заключённые перекрывают тряпками трубы в стояке и откачивают воду в чаше, после чего могут общаться через несколько этажей. В случае передачи такой «дорогой» «груза́». требуется его тщательная упаковка в непромокаемый материал и его герметичная запайка.
Недостатком такого телеграфа является то, что устроить его можно не в каждом СИЗО и тюрьме.
Передачи по канализационным трубам транспортируются примерно также, как и по верёвочному телеграфу.
Нижняя и верхняя камеры договариваются о прокладке в канализационных трубах верёвочной линии. Все остальные арестанты не должны пользоваться стояком. В верхней камере в отверстие чаши засовывается верёвка с каким-нибудь грузилом и опускается вниз на 2 этажа.
В нижней камере проделывают ту же самую операцию, только опускают верёвку с грузилом ниже на 1 этаж. Когда обе верёвки окажутся в канализационной трубе стояка, на верхнем этаже начинают резко сливать воду. Стекая вниз, она перекручивает верёвки, после чего их затягивают в одну из камер.
«Дорога» по этапу
«Малявы» или передачи на пересылке или «этапе» передаются с этапируемыми арестантами. Они периодически осматриваются, поэтому зэкам приходится быть изобретательными, чтобы доставить «груза́» до места назначения и передать их тому, кому она предназначена. «Малявы» этапируемые арестанты зашивают в одежду, прячут в обувь или вкладывают в личные вещи.
Часто в качестве посылок они провозят в тюрьмы наркотики. Их они погружают в герметичную упаковку и проглатывают или засовывают в прямую кишку. Последний способ получил в воровской среде название «торпеда». Такому курьеру во время пересылки приходится мало есть и пить. Зэчки перевозят «малявы» во влагалище.
«Дорога» ногами
Менее интересный вид тюремной почты и самый простой. Доставкой «маляв» и посылок из камеры в камеру занимаются люди из числа зэков, относящиеся к хозяйственной обслуге закрытого учреждения: повара, сантехники, банщики и т.п. Обычно таких людей арестанты не жалуют за их сотрудничество с администрацией, но в некоторых случаях перевербовывают и заставляют работать на себя.
Выбирают их из числа наиболее лояльных к арестантам людей. Тех, кто ссучился не по доброй воле. Согласившись работать на зэков, они обеспечивают себе безопасность с их стороны. На жаргоне таких «почтальонов» называют «баландерами». «Малявы», «прогоны» и небольшие посылочки они передают в камеры чаще всего во время разноски баланды.
Несмотря на то, что во время кормёжки арестантов рядом с «баландерами» находятся охранники, арестанты умудряются передавать свои весточки и посылочки адресатам. Делается это очень быстро по годами отработанной технологии. Кто-то отвлекает надзирателя, а кто-то передаёт «баландеру» почту. Предварительно её герметично упаковывают, потому что, получив её в свои руки «баландер» моментально кидает её в бачок с баландой.
В нужной камере посылочка вылавливается черпаком из бака и выливается в миску арестанта-получателя. В некоторых случаях «малявы» и посылочки переносятся в карманах робы. Выбор способа доставки «груза́» зависит от строгости внутреннего режима закрытого учреждения и степени лояльности надзирателей к заключённым. Нередко они сами выполняют роль «ног» за определённую плату.
Через таких «почтальонов» обычно доставляют весточки с воли. Находят к ним подход, как правило, вне пределов тюремных стен. Опытные рецидивисты находят у них слабые места и склоняют к сотрудничеству.
Дорога всегда должна работать
«Дороги» в тюрьмах налаживаются годами. Придуманная арестантами тюремная почта всегда должна работать днем и ночью!
С течением времени старые способы передачи информации заменяют новые. Мозг и смекалка заключенных постоянно находятся в работе. Ведь «дорога» для них – это жизнь.