
Русская народная мудрость говорит о том, что не нужно зарекаться от тюрьмы. Любой человек в один миг может оказаться за решёткой и стать арестантом.
Происхождение слова «арестант»
В русский язык слово «арестант» попало в 1704 году из немецкого. Изначально оно имело несколько значений. Одно из них, дошедшее до наших дней – содержащийся под стражей по решению суда или полиции человек. Второе значение слова устаревшее, не использующееся в наши дни, – мелкая сушёная рыба.
Первое письменное упоминание слова было обнаружено историками в указе Петра Первого от 1718 года, где оно применялось по отношению к шведским военно-пленным. Длительное время слово «арестант» использовалось в России только военным ведомством. В современном значении оно было впервые употреблено в указе Петра Первого, изданного им в 1816 году.
В этом документе было дано определение аресту и велено в дальнейшим именовать всех невольников арестантами. До появления этого указа лиц, находящихся под стражей, называли «колодниками». Последний раз это слово было употреблено в царском указе 1817 года. Вместе со словом «колодник» в обиходе употреблялись выражения: «тюремные сидельцы» и «приводные люди». В уложении царя Алексея Михайловича заключённые называются «несчастными».
Синонимы к слову «арестант»
В пенитенциарных учреждениях по-другому арестантов называют: сидельцами, заключёнными и зэками. Последний термин появился в криминальной разговорной речи в конце 30-х годов в период строительства Беломорско-Балтийского канала. Он является производной от з/к, что означало в официальных документах «заключённый каналоармеец».
Термин «сиделец» чаще применяется по отношению к людям, отбывавшим наказание в специальных местах.
Арестантские масти
Все заключённые, содержащиеся в закрытых режимных учреждениях, подразделяются на касты или по-другому масти. Они определяют положение арестантов в тюремной иерархии, их права и обязанности по понятиям. Между построением иерархии в женских и мужских пенитенциарных учреждений есть некоторые различия.
Женские тюрьмы и колонии
Причисление арестанток к той или иной масти происходит произвольно и зависит от различных факторов. В их числе:
- возраст зэчки;
- регулярность получения передач с воли;
- количество ходок и др.
Самое привилегированное положение занимают в женских пенитенциарных учреждениях «старшие». Выбирают их из числа авторитетных зэчек. «Старшие» являются главными в камере или бараке. Их кандидатура обязательно согласовывается с администрацией режимного учреждения. На этом женская современная арестантская иерархия и заканчивается.
У каждой «старшей» есть своя свита приближённых зэчек, которые выполняют роль её шестёрок. Женские колонии напоминают по устройству в них жизни арестанток общежития. «Старшие» отвечают за дисциплину в камерах или бараках, чистоту и порядок в них. На них лежит ответственность за недопущение конфликтов и мордобоя.
Аналогичные мужским понятия существовали в женских тюрьмах и колониях в период с 30-х по 60-ые годы прошлого столетия. В этот период в них были и свои «блатные», и «черти», и «опущенки». Женские блатные арестантки отличались от мужчин-зэков этой касты тем, что не отказывались от работы, что категорически не принимается воровскими понятиями.
В современных женских пенитенциарных учреждениях существует лояльное отношение к зэчкам, сотрудничающим с администрациями. В мужских зонах и тюрьмах это по-прежнему не приветствуется. В период с 30-х по 60-е годы в женской иерархии была масть «грибы». Принадлежавшие к ней арестантки были на ступень выше «опущенок». Относили к этой масти неопрятных, плохо образованных, бомжеватого вида женщин. Они были предметом постоянных насмешек со стороны остальных зэчек.
Молодые арестантки относились к «горохам». Вместе с «грибами» их заставляли убирать и чистить туалеты, а также возлагали на них и другую грязную вспомогательную работу. Так же, как и в мужских пенитенциарных учреждениях, в женских тюрьмах и колониях не принято садиться за один стол, ручкаться и пользоваться одной посудой с «опущенками».
У женщин свой обряд «опускания», который отличается от мужских традиций. Зэчек, над которыми хотят совершить этот обряд, зажимают в углу камеры или барака, затыкают им рот и бреют налысо. После этого все обитатели камеры по очереди мочатся на опущенку. Особенностью обряда «опускания» в женских тюрьмах и колониях является то, что он не связан с лесбийскими наклонностями арестанток.
Гомосексуальные связи никогда не считались среди арестанток уничижительным фактом. Такие отношения между зэчками носят романтичный оттенок. Утратившие женские черты арестантки получили прозвище «кобл». Интимные отношения в женских тюрьмах и колониях происходят по взаимному согласию.
Унижениям и всевозможным издевательствам подвергаются в женских пенитенциарных учреждениях зэчки, убившие или пытавшиеся убить ребёнка. Такое отношение к арестанткам-детоубийцам существует в режимных учреждениях и в настоящее время. Подобное отношение арестантки выражают и наркоманкам. Их периодически избивают и заставляют выполнять самую грязную работу наравне с «опущенками».
Мужские тюрьмы и зоны
Вверх мужской иерархической арестантской пирамиды занимают «блатные». Это каста тюремных и зоновских «королей». «Блатные» по понятиям не должны работать. Они держат под собой «чёрные» тюрьмы и зоны. Вход в эту касту арестантов закрыт для тех, кто на воле работал в сфере обслуживания, был официантом, парикмахером и т.п.
Масть «блатных» имеет ряд привилегий, недоступных другим арестантам. Они держат тюремный или зоновский общак, распределяют воровской грев между другими зэками, разруливают споры и конфликтные ситуации, определяют меру наказания для провинившихся заключённых по понятиям.
Основной рабочий класс в мужских пенитенциарных учреждениях – «мужики». Они составляют абсолютное большинство от общего количества заключённых. «Мужики» не участвуют в криминальных разборках, не отлынивают от работы и стараются не нарушать внутренние правила и порядки закрытых режимных учреждений. Они не являются уголовниками-рецидивистами.
Арестанты, замеченные в сотрудничестве с администрациями, причисляются к касте козлов. Как правило, это стукачи, которые доносят на других арестантов в надежде получить УДО. Арестанты всех мастей стараются держать их от себя на расстоянии. На «красных» зонах они имеют большую силу и власть над остальными заключёнными.
Низшие масти мужской арестантской иерархии: «петухи», «чушки», «шныри», «шерстяные» и «шестёрки». Особая низшая каста «фуфлыжники». К ним приписывают проигравшихся картёжников, не оплатившим свои долги.
Кто такие «порядочные арестанты»
Выражение используется по отношению к заключённым, за которыми не замечены гадские поступки. Только такие зэки допускаются к общим лагерным делам. По понятиям порядочным арестантам западло находиться в одной камере или бараке с опущенными заключёнными и с шерстяными.
Арестантские традиции
В криминальной среде есть свои законы и традиции, соблюдение которых является обязательным для каждого арестанта. Они составляют сложившуюся за многие годы криминальную субкультуру, частью которой являются татуировки, сленг, блатной шансон и поэзия. Воровский традиции передаются от опытных заключённых к новичкам, поэтому не утрачиваются.
Известно, что активное участие в формировании современных «воровских законов» принимал легендарный вор в законе Вася «Бриллиант». Одну часть тюремных традиций составляют правила поведения арестантов. В них говориться о том, что должны делать заключённые и, что им категорически нельзя совершать.
Арестантам строго запрещается жить за счёт других зэков, вредить им, доносить на них и враждовать с ними на национальной почве. Нельзя арестантам предъявлять кому-то предъявы в обход воровской сходки. Вторая группа арестантских традиций регламентирует взаимоотношения «блатарей» с обществом и различными кастами заключённых.
Любой арестант должен беспрекословно выполнять приказы авторитетов, вносить свою долю в общак и плотить по карточным долгам. Каждый первоход, попав в закрытое режимное учреждение, обязательно проходит процедуру «прописки». Чаще всего его избивают, проверяя тем самым на доносительство. За нарушение арестантских правил заключённых наказывают свои же.
До 1947 года наказание выполнялось в форме публичной пощечины. Затем нравы стали ужесточаться. Арестантов стали избивать и ставить на счётчик. Серьёзное нарушение воровских законов карается смертью. Судьба арестанта решается на сходке. Исполнитель наказания в виде смертной казни назначается из числа «мужиков».
Он должен взять всю ответственность на себя. Таких исполнителей называют «грузчиками» или «носильщиками». Для избиения проштрафившихся арестантов выбирают заключённых из числа молодых заключённых, имеющих карточные долги.
Как правильно входить в арестантскую «хату»
Под «хатой» в воровском жаргоне понимается тюремная камера. От того, как в неё зайдёт первоход зависит то, как ему придётся сидеть дальше. За его действиями внимательно наблюдают остальные заключённые. Не стоит, знакомясь с сокамерниками, ручкаться с каждым из них, не зная их масти. Можно серьёзно зашквариться.
Чаще всего новичкам при входе в «хату» бросают под ноги полотенце. Нужно наступить на него и вытереть подошву обуви. Иногда всместо полотенца под ноги первоходу бросают мыло. Поднимать его с пола нельзя. Поднять – значит поклониться тому, кто это мыло бросил на пол. В качестве приветствия лучше использовать слово «здравствуйте», а не его короткую форму «здрасьте» или «привет всем». Таки приветствия будут негативно восприняты другими зэками.
Беспроигрышный вариант приветствия «привет честной компании». В слове «честной» ударение нарочито делается на последний слог. Нейтральными приветствиями могут служить фразы: «мир вашему дому» и «доброго здравия».
Что означает арестантское выражение «вечер в хату»
Выражение имеет несколько значений. Одно из них – приветствие, если фраза произносится новичком при входе в «хату». Фраза может использоваться и как пожелание. Полностью оно может звучать так: «вечер в хату», часик в радость и чифир в сладость». «Вечер в хату» в этой фразе означает пожелание спокойного вечернего отдыха без шмонов и надзирательских проверок. «Часик в радость» тоже, что и пожелание здоровья.
Арестантский фольклор
В арестантской среде широко распространено сочинение блатных песен и стихов. Они составляют отдельный пласт современных субкультур. В большинстве случаев установить авторство блатных песен и стихов не представляется возможным. Основные темы этих сочинений – тяга к свободе, нелёгкая судьба, романтика воровской жизни. В стихах арестантов часто «хромает» рифма, но этот недостаток с лихвой компенсируется неподдельной искренностью.
Любят арестанты и байки придумывать на тему своей жизни за решёткой. Они быстро расходятся по арестантской среде и со временем становятся воровскими легендами. Широко распространено и употребление в МЛС блатных поговорок. Каждая из них имеет свой особый арестантский подтекст.
В «крытках» и на зонах в арестантской среде существует негласный запрет на использование некоторых слов. «Правильный» арестант всегда использует в разговорах слово «очевидец» вместо «свидетель». Нельзя говорить и «до свидания». Только «пока», «будь», «счастливо» или «всего». Вместо «садитесь» арестанты говорят «присаживайтесь».
На похвалу «молодец» за решёткой отвечают фразами: «молодец по-польски засранец» или «молодец за возом ходит». Такое арестантское табу на слово «молодец» связано с дореволюционным речевым обиходом. В нём им называли городских извозчиков и деревенских «ванек». Использовалось оно в те времена и по отношению к помощникам дворников. Они должны были отвешивать поклон всем проходящим мимо них жильцам дома, двор которого им приходилось убирать.
Известные шансонье, бывшие арестанты
Никто не исполнит песню про нелёгкую воровскую жизнь лучше бывших арестантов. На российской эстраде есть известные шансонье, имеющие такое прошлое в своей биографии. Одним из них является Иван Кучин. Стаж его арестантской жизни 12 лет. В первый раз за решётку он попал в 19 лет. Свой срок он получил за кражу музыкального оборудования в ДК. Выйдя на свободу, он очень быстро отправился в МЛС повторно, за аналогичное преступление.
Свою первую песню известный шансонье написал во время этапирования в Сибирь в 1985 году. В 1994 году Кучин записал свой первый альбом, который принёс ему всероссийскую известность. С тех пор он не прекращает свою творческую и гастрольную деятельность.
Широко известен любителям блатного шансона и хороших стихов Михаил Танич. Глядя на этого поэта-песенника, с трудом верится в то, что он отсидел в сталинском ГУЛАГ 6 лет за антисоветские высказывания, которые таковыми трудно назвать. Будучи молодым человеком, он просто похвалил качество немецких автобанов и радиол. Свой срок Танич отбывал на лесоповале вблизи с Соликамском. В 1990 году он создал группу, исполняющую песни блатного шансона, которую назвал «Лесоповал».
Король шансона Михаил Звездинский стал арестантом в 16- летнем возрасте. Попал он за решётку за катание на угнанном автомобиле. Правда угонщиком был ег8о приятель. Первый раз ему пришлось отсидеть 10 месяцев. Во время службы в армии он получил свой второй срок за дезертирство. На этот раз ему пришлось расплачиваться за самовольное покидание воинской части. Будущая звезда эстрады убежал из части проведать больную мать.
Свой третий срок Звездинский получил в 1980 году за незаконное предпринимательство. На этот раз он был осуждён за организацию концертов эстрадных звёзд в ресторанах Москвы и Подмосковья. За это суд приговорил его к 6 годам лишения свободы.
Условия содержания арестантов в современных тюрьмах и зонах
Пенитенциарные учреждения различаются режимами содержания заключённых. Они определены статьёй 82 УИК РФ. Режим содержания арестанта назначается решением суда и зависит от тяжести статьи, за которую человек получает свой срок лишения свободы. Регламентируются условия отбывания арестантами своего срока в тюрьмах статьёй 131 УИК РФ.
Заключённые этих закрытых режимных учреждений помещаются в отдельные запираемые камеры. Мужчины и женщины содержаться раздельно. Арестанты имеют право на ежедневные прогулки на открытом воздухе. В зависимости от режима содержания им определяется число разрешённых свиданий, посылок и лимит суммы денежных средств, которые они могут потратить на покупку продуктов питания в тюремном магазине.
Заключённые, отбывающие своё наказание в колониях общего режима, содержаться в бараках, напоминающих своим устройством общежития. В колониях строго режима комнаты в них оборудованы по типу тюремных камер. Содержаться в них может до 70 человек. Жизнь арестанта подчиняется на зонах строгому распорядку дня. Подъём в 6.00, отбой в 22.00.
На территориях ИК есть учебные помещения. Заключённые, не имеющие среднего образования, могут получить его в ИК. В некоторых колониях проводится обучение арестантов по программам ПТУ. Полученная ими в МЛС профессия может пригодится в дальнейшей жизни на воле. Нарушители режима закрытых исправительных учреждений подвергаются наказанию. Самыми распространёнными из них являются помещение в ШИЗО или карцер. Решение о мере наказания принимаются администрацией тюрем или зон.